Куда идет железная дорога: новые технологии в монтаже рельсовых путей 

Читать в "Автосила" на русском языке
май 2015 года 

Карел Герретсен, генеральный директор машиностроительного предприятия ООО "Хенкон Сибирь":

- Компания Хенкон специализируется на производстве мобильной техники для металлургии и горнодобывающей отрасли и в ассортимент выпускаемого оборудования входят установки для очистки водоотливных канавок и зумпфов на рельсовом ходу, работающие в подземных рудниках. Проанализировав условия эксплуатации наших машин, состояние подземных рельсовых путей и обращения заказчиков с просьбами предложить вариант механизации ремонта путевого хозяйства в условиях подземных рудников, мы решили начать развивать новое перспективное направление деятельности: безбалластные железнодорожные пути.

Для России это направление является относительно новым, но наше южноафриканское подразделение Tubular Track Pty Ltd, за 25 лет деятельности построило более 700 км безбалластных железнодорожных путей в подземных шахтах и рудниках и столько же на поверхности. Это в три раза больше, чем протяженность всех безбалластных путей проложенных за тот же период европейскими компаниями, что объясняется тем, что наша система безбалластных путей более экономична, проработана и технически совершенна.

В чем же преимущества безбалластной системы железнодорожных путей перед классической и почему все крупные горнодобывающие компании ЮАР перешли на безбалластные пути? Основные причины – это большая технологичность: снижение объемов земляных работ в обустройстве земляного полотна, отказ от использования щебенки и быстрых темпов прокладки пути, которые увеличиваются за счет транспортировки изготовленных в заводских условиях модулей на место строительства.

Еще одна привлекательная характеристика - это сохранение геометрии пути, на протяжении всего срока службы, что снижает сход подвижного состава и износ колесных пар. Также в разы вырастает скорость движения, что повышает эффективность ведения подземных работ. Таким образом, безбалластные пути позволяют экономить на капитальных затратах - до 50% за счет сокращения объема земляных работ, 100% экономия на щебенке, при этом стоимость владения безбалластного пути в разы отличается от классического в связи с минимизацией дальнейших расходов на содержание системы.

В России доставка щебенки на строительный участок превращается в сложную и дорогостоящую логистическую задачу из-за того, что железные дороги зачастую проходят по труднодоступным местам. Нельзя забывать и про экологию: добыча щебня на карьерах с помощью взрывных работ, приводят к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу.

Отрадно, что многие российские предприятия не остались равнодушными к передовому опыту: сейчас безбалластные железнодорожные пути внедряются на откаточном горизонте подземного рудника АО «Апатит», компании «Фосагро», ведутся переговоры о монтаже безбалластных путей на поверхности, в тоннелях и точках перегрузки.

Перспективными направлениями внедрения безбалластных путей Tubular Track является городской метрополитен и трамвай, что позволит ощутить преимущества новой технологии не только промышленным предприятиям, но и обычному человеку.